Отделение теории и истории мировой культуры в Гимназии №1514 (52)

Любжин Алексей Игоревич

Закончив в 1984 году французскую спецшколу № 59, поступил на классическое отделение филологического факультета МГУ. С лета 1985 по весну 1987 проходил службу в рядах ВС СССР; в 1991 году окончил МГУ с дипломом с отличием. В июне 2000 года защитил кандидатскую диссертацию "Влияние греческой эпиграмматической поэзии на латинскую (техника поэтического перевода)" (научный руководитель А.А. Россиус).
Преподавал латинский язык в школе №67 (1992), на кафедре компаративистики и древних языков РГГУ (1992-1995) и в Московском Культурологическом лицее № 1310 (1993-1999). В 1999-2002 работал редактором в издательстве «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина». С октября 2002 г. Алексей Игоревич является научным сотрудником Отдела редких книг и рукописей НБ МГУ.
Научные интересы (подробно представленные списком публикаций) предполагают применение методов классической филологии к литературе XVIII века.

ПУБЛИКАЦИИ:

1. Переводы:
1) А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). М, 1998. Перевод с франц. яз.: часть II, главы 1 (с М. М. Сокольской), 2, 4–10, заключение.
2) Фридрих II. О воспитании. — Лицейское и гимназическое образование (ЛГО), 1999, № 1. С. 55–62. Перевод с нем. яз. (с А. В. Михайловским). Перепечатка: Мир школы, 2001, № 6. С. 46–54.
3) Манфред Эррен. «Георгики» Вергилия и политика Августа. Лекция, читанная в Московском Университете 3 октября 1996 г. Перевод с нем. яз. (с А. И. Солоповым). — Греко-латинский кабинет, № 3. С. 9–25.
4) Фридрих II. Из политического завещания 1752 года. Мир школы, 2002, № 1. С. 34–37.
5) В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 2001. Том I.
6) Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. Перевод с нем. яз. Т. 1. М., 2002 (вышел в 2003). Т. 2. М., 2004. Т. 3. М., 2005.
7) Артур Кёстлер. Альбер Камю. Размышления о смертной казни. М., 2003 (с П. И. Проничевым).
8) Секст Проперций. Элегии. М., 2004 (с переводом предисловия Джорджо Бонаменте и примечаниями).

2. Научные статьи:
1) Московский Благородный пансион. ЛГО, 1997, № 1 (пилотный). Переработка: Мир школы, 2001, № 5. С. 50–57.
2) Домашнее воспитание в конце XVIII — начале XIX века. ЛГО, 1998, № 1 (2).
3) Академические гимназии при Московском университете. ЛГО, 1998, № 2 (3)–3 (4). В сильно измененном виде: Педагогика, 2002, № 4, 69–75.
5) Харьковский коллегиум в XVIII и начале XIX столетия. — ЛГО, 1998, № 6 (7), с. 19–24, 1999, № 1 (8), с. 17–27.
6) Алексей Федорович Мерзляков. Очерк из истории отечественной педагогики пушкинской эпохи. ЛГО, 1999, № 3 (10). Переработка: Комментарий к одной строке из пушкинского письма. Алексей Фёдорович Мерзляков. — Пушкинский альманах. 1799–2004. Народное образование, 2004, № 5, с. 236–239.
7) Создание Главных народных училищ при Екатерине II. — Образование в современной школе, № 1, 1999. Перепечатка с небольшими дополнениями: № 3, 2000.
8) «Россиада» М. М. Хераскова и латинская эпическая поэзия. — Греко-латинский кабинет, № 3. 2000 г. С. 28–42.
9) О некоторых литературных приемах Овидия в «Метаморфозах». - Индоевропейское языкознание и классическая филология (ИЯКФ) — 4. СПб., 2000. С. 58–62.
10) О пользе наук и училищ. Три документа из истории российского образования. — Народное образование в России. Исторический альманах. — Народное образование, № 10, 2000 г. С. 69–76.
11) Париж, столица Франции… Ищите, дети! Домашнее воспитание на рубеже XVIII–XIX веков. — Народное образование в России. Исторический альманах. — Народное образование, № 10, 2000 г. С. 131–136.
12) Catull. carm. 51, 13–16: опыт комментария. ИЯКФ — V. СПб., 2001. С. 81–84.
13) Техника эпического каталога в «Россиаде» Хераскова. — Античность в современном измерении. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, посвященной 35-летию научного кружка «Античный понедельник». Казань, 14–16 ноября 2001 г. Казань, 2001, с. 100–102.
14) Аниций Пробин — переводчик корпуса Epigrammata Bobiensia. Hyperboreus. Studia classica. In memoriam A. I. Zaicev. Petropoli Vol. 7, Fasc. 1–2. 2001. 257–275.
15) Античная литература (в соавторстве с Н. Н. Казанским). Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Т. 1. Кн. 1. СПб., 2001. С. 67–74.
16) Воспитатель цесаревича. Мир школы, 2002, № 3, 38–43.
17) Лев с большой буквы. Мир школы, 2002, № 4, 42–45.
18) Эпические источники «Россиады» М. М. Хераскова. ИЯКФ VI. СПб., 2002. С. 101–107.
19) «Оставить в покое недостижимое…». Педагогическое наследие Н. И. Пирогова. ЛГО, 2002, № 10. С. 15–20.
20) Poeta doctus как понятие эстетики неотериков. Опыт коментария к Catull. 1. — Colloquia Classica et Indogermanica. Классическая филология и индоевропейское языкознание. СПб., «Наука», 2002. С. 511–516.
21) Техника эпического каталога в «Россиаде» Хераскова. — MNHMA. Сборник научных трудов, посвященный памяти профессора Владимира Даниловича Жигунина. Казань, 2002, с. 512–518.
22) Михаил Сперанский как реформатор русского просвещения. ЛГО, 2003, № 1. С. 20–25.
23) Alexius Philtrius (qui et Liubzhin) Inguari f. De Alexii Jermolovii Petri f. bibliotheca latina. — ИЯКФ VII. СПб., «Наука», 2003. С. 59–62.
24) Казанская гимназия в XVIII столетии. ЛГО, 2003, № 8. С. 24–29; № 9. С. 19–23. 2004, № 1. С. 33–36.
25) Латинская образованность и римская литература в России в XVIII — начале XX века. Вестник древней истории, 2004, № 1 (248). С. 190–201.
26) Философские трактаты Цицерона в библиотеке М. Н. Муравьева (совместно с М. В. Ленчиненко). — ИЯКФ IX. СПб., «Наука», 2005. С. 135–142.
27) Об одном из способов знакомства русской публики с римской литературой в XVIII столетии (к постановке вопроса). — ИЯКФ IX. СПб., «Наука», 2005. С. 146–152.
28) «Я никогда не искал и не ищу величия». А. Н. Шварц — министр народного просвещения России. — ЛГО, 2005, № 4. С. 33–39.
29) Христианские источники «Россиады» М. М. Хераскова. — Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сю-жет, жанр. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Петрозаводск, 2005. С. 86–95.
30) Латинская библиотека генерала А. П. Ермолова. В кн.: Альманах библиофила. Вып. 29. М., 2005. С. 37–46.

3. Публицистические статьи, очерки, интервью:
1) Корабль чудаков. Очерк об образовательном симпозиуме по постмодернизму (с Т. Б. Михайловой). ЛГО, 1998, № 1 (2).
2) Санкт-Петербургская классическая гимназия. ЛГО, 1998, № 3 (4).
3) Принесет ли пользу стране двенадцатилетняя школа? ЛГО, 1998, № 4 (5).
4) III Московская городская олимпиада по латинскому языку и античной культуре. ЛГО, 1999, № 4 (11).
5) М. М. Херасков и его «Россиада» на уроках русской литературы. ЛГО, 1999, № 5 (12).
6) Станет ли Кастальский ключ источником нового вдохновения для русских учителей? Семинар по древнегреческой литературе и культуре в Европейском культурном центре в Дельфах. 31 июля — 12 августа 2000 года. ЛГО, 2000, № 5 (18).
7) Первый среди равных. Мир школы, 2002, № 1. С. 44–47.
8) Где и чему учиться? «Учебник для попечительного отца семейства». Мир школы, 2002, № 2. С. 120–122.
9) Классическая гимназия в России. Мир школы, 2002, № 5. С. 45–49.
10) Отрывок из ненаписанных педагогических воспоминаний, или О курсовых работах в школе. — Исследовательская работа школьников. 2002. № 2 (2), с. 160–166.
11) Категория «пайдейи» в античности и современном мире. — Школа персонального образования. Руководство для управленцев сферы образования, педагогов, родителей и лучших учащихся. [М.], Институт учебника «Пайдейя», Школа «Логос», 2003. С. 15–24, 26–27.
12) Как выбрать школу. Опыт краткого руководства для пользователя. ЛГО, 2003, № 2, с. 47–50.
13) На пути к дистанционной педагогике. — Высшее образование в России, 2003. № 2, с. 50–53; под загл. Дистанционное обучение: технологии и перспективы. Народное образование, № 6 (1329), 2003, с. 89–92.
14) «Так живет весь цивилизованный мир…» Русская школа и Запад. Очерк взаимоотношений. ЛГО, 2003, № 10, с.
15) Конструктивная трудность. ЛГО, 2004, № 6, с. 55–57.
16) Что такое империя? — Россия в глобальной политике. Т. 2. № 5. Сентябрь-октябрь 2004 г. С. 94–100.
17) Заметки о преподавании русской словесности. ЛГО, 2004, № 8, с. 21–26.
18) О чтении в античную эпоху. ЛГО, 2005, № 3, с. 28–31.
19) Личные коллекции в Научной библиотеке МГУ (совместно с М. В. Ленчиненко). «Лицейское и гимназическое образование», 2005, № 3, с. 50–56.
20) Реформа: слово и дело. — Россия в глобальной политике. Т. 3. № 2. Март-апрель 2005 г. С. 95–100.
21) «Нас добрыя дела геройских паче славят». ЛГО, 2005, № 5, с. 27–32.

4. Рецензии:
1) Развивая Стагирита. Первый полный перевод знаменитого мифологического свода (Гигин. Мифы. Перевод с латинского языка, статья и комментарии Д. О. Торшилова. СПб., Алетейя. 1997). «Независимая газета», книжное обозрение «Ex libris». 18. 12. 97.
2) Опыт отечественной педагогики и современность. Несколько рецензий на одну тему. ЛГО, 1999, № 2 (9).

5. Учебные пособия:
1) M. Tullius Cicero. Pro Caelio. М., 2000. Предисловие, комментарий.

6. Стихотворные переводы.
1) Фулько. Nulli par nostro… В кн.: Ганс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000. С. 216–217.
2) M. von Albrecht. Piae memoriae Alexandri Iosephi f. Zaicev. М. фон Альбрехт. Светлой памяти Александра Иосифовича Зайцева. Hyperboreus. Studia classica. In memoriam A. I. Zaicev. Petropoli Vol. 7, Fasc. 1–2. 2001. 426–427.
3) Димитрий Палеолог. Колофон Минология. В кн.: О. С. Попова. Византийские и древнерусские миниатюры. М., «Индрик», 2003. С. 63–64.

7. Публикации:
1) Латинский язык в Харьковском коллегиуме (1722–1830); Древний мир и мы. Вып. 3. СПб., 2003. С. 147–153.

2) Книги А. Н. Шварца в библиотеке МГУ. — Рукописи. Редкие издания. Архивы. НБ МГУ. Из фонда Отдела редких книг и рукописей. М., Индрик, 2004. С. 161–186. 
ОТИМК, 2005—2009
otimk52@gmail.com